Понятие качества в машиностроении
Очевидно, что машина способна полностью выполнять своё служебное назначение (СН) лишь в том случае, если она обладает необходимым качеством. Под качеством в машиностроении понимается совокупность эксплуатационных свойств, которые с одной стороны определяют соответствие данной машины СН, а с другой – отличают её от аналогов. Качество любой машины можно охарактеризовать рядом параметров, которые выражаются через количественную величину, имеющую допуски на отклонения. Описывающая служебное предназначение машины система показателей с количественными величинами и допусками называется техническим условием с нормой точности на приёмку готового изделия.
В период проектирования машины важнейшей задачей является определение её качественных характеристик и их количественных величин, а также возможных отклонений размера каждой детали, то есть поля её допуска. Именно последний аспект обусловливает допустимые отклонения параметров качества машины в целом. Следовательно, здесь требуются такие же точные цифры, как и те, которые дает информер индексов котировок. При этом также обязательно учитываются экономические условия производства проектируемой машины. Поскольку разнообразие машин очень велико и создать единый для всех механизм качества не представляется возможным, выбор набора качественных величин для новой машины и его обоснование – важнейшая задача, которая решается совместными усилиями заказчика и конструктора на этапе формулирования технического задания и его согласования. В то же время все качественные показатели классифицируются в соответствии с методическими указаниями РД-50-64-84 на следующие группы:
· показатели назначения, которые характеризуют полезность использования изделия по назначению и описывают область его применения;
· характеристики долговечности и надежности, определяющие данные эксплуатационные свойства в различных условиях;
· эргономические свойства, которые описывают изделие в системе «человек – машина – среда» и определяют комплекс физиологических, гигиенических, антропологических и психологических свойств, проявляющихся непосредственно в производственном процессе;
· эстетические параметры, то есть эстетические свойства машины: внешний вид, стиль, гармоничность, оригинальность и так далее;
· технологические, которые обусловливают эффективность реализованных проектно-конструкторских решений для достижения максимальной производительности труда;
· экологические характеристики, отражающие уровень влияния, которое оказывает изделие на окружающую среду;
· экономические свойства, которые отражают финансовые, трудовые и ресурсные затраты на проектирование, изготовление, эксплуатацию и обслуживание машины;
· параметры унификации и стандартизации, характеризующие уровень использования в конкретном изделии унифицированных и стандартизованных деталей и узлов;
· безопасность;
· транспортабельность;
· правовые показатели, определяющие возможность получения патента на изделие в стране и заграницей.
Следует отметить, что каждый из выше перечисленных показателей в свою очередь также конкретизируется в виде совокупности дополнительных количественных и качественных показателей, характеризующих индивидуальную специфику каждой машины. Так, к примеру, показатели назначения содержат в себе показатели производительности, мощности, скорости, маневренности и так далее. А показатели надёжности – показатели долговечности, безотказности, прочности и ремонтопригодности. Поэтому процесс этот такой же сложный, как аналитика рынка forex. Важно также сказать, что для значительной части машиностроительных изделий, которые продолжительное время и в больших количествах выпускаются промышленностью (подшипники, электродвигатели, станки и так далее), наборы качественных показателей уже выработаны и утверждены в виде соответствующих отраслевых ТУ и федеральных ГОСТов.